Особенности взаимоотношений со следственными органами: пути решений

Резюме

В статье рассказывается об особенностях взаимоотношений со следственными органами в случае возникновения сложных ситуаций в учреждениях родовспоможения, в частности в отделениях неонатального профиля.

Ключевые слова:уголовная ответственность, Следственный комитет России, уголовное дело, сообщение о преступлении, соглашение со следственными органами, медицинская организация, осмотр места происшествия, ятрогенные преступления

Для цитирования: Мустафина-Бредихина Д.М. Особенности взаимоотношений со следственными органами: пути решений // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 7. № 4. С. 103-105. doi: 10.24411/2308-2402-2019-14009

Последние события, связанные с уголовным преследованием нашей коллеги - врача анестезиолога-реаниматолога Регионального перинатального центра г. Калининграда Элины Сушкевич, показали, что интерес следственных органов к медицинским работникам неуклонно растет: практически ежедневно в средствах массовой информации муссируется проверенная и непроверенная информация о возбужденных уголовных делах и претензиях пациентов к медицинским работникам в том или ином субъекте РФ. Кроме того инициативы Следственного комитета России, в частности по внесению поправок в Уголовный кодекс РФ1 и созданию специальных отделов в структуре Следственного комитета России2 прямо указывают на высокий интерес следствия к медицинской деятельности. Предлагаемые обстоятельства диктуют необходимость выработки единой стратегии поведения при общении с сотрудниками правоохранительных органов, тем более что "образ преступника" сформирован достаточно четко. Так, согласно криминалистической характеристике преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи и медицинских услуг, сформированной Следственным комитетом России, "чаще всего преступления совершаются врачами-хирургами (27,5%), акушерами-гинекологами (16,8%), анестезиологами-реаниматологами (13,2%). Чуть реже медицинские дефекты совершаются педиатрами, терапевтами, фельдшерами скорой медицинской помощи, травматологами и пр. Из них 58% составляют мужчины и 42% женщины. Кроме того, нередко к совершаемым преступлениям причастны представители руководства медицинских организаций (25% фактов): главные врачи, их заместители, руководители отделениями3. Такие исследования проводятся достаточно давно, кроме того, так называемые ятрогенные преступления с 2015 г. отдельно учитываются в статистических данных работы следственных органов.

1 РКБ: "Врачебные ошибки подводят под статью [Электронный ресурс]. URL: https://sledcom.ru/press/smi/item/1242261/ (дата обращения: 31.08.2019).

2 В Следственном комитете появятся отделы для расследования врачебных ошибок [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/11/29/147176-v-sledstvennom-komitete-poyavyatsya-otdely-dlya-rassledovaniya-vrachebnyh-oshibok (дата обращения: 31.08.2019).

3 Письмо Следственного комитета России от 01.02.2019, № Исх. Ск226/1-3267-19/84 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.tfoms.eburg.ru/documents/6388/?type=special (дата обращения: 03.09.2019).

В настоящее время в ряде субъектов РФ заключены соглашения между органами исполнительной власти, определяющими политику в сфере здравоохранения субъекта и Следственным комитетом России о взаимодействии при обеспечении конституционных прав граждан на жизнь, охрану здоровья, получение медицинской помощи, согласно которым работники учреждения родовспоможения обязаны в течение определенного периода времени (как правило, в течение 2 ч) передать информацию в следственные органы о смерти новорожденного в стационаре. Правовая природа этих соглашений неоднократно анализировалась, в том числе юристами Национальной медицинской палаты, которые давали свои заключения, например, в рамках юридического симпозиума XI конгресса "Анестезия и реанимация в акушерстве и неонатологии" в 2018 г., указывая, что передача информации в следственные органы при отсутствии подозрений на насильственный характер смерти новорожденного не предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством. Однако в настоящее время эти соглашения в ряде субъектов РФ применяются и результатом сообщения информации о смерти новорожденного в стационаре является приезд следственно-оперативной группы, которая традиционно оцепляет так называемое место преступления и начинает ряд процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Прежде всего необходимо помнить, что, несмотря на свой высокий статус, сотрудники правоохранительных органов приходят в медицинскую организацию, в которой установлены определенные (а в отделениях реанимационного профиля особенно строгие) правила, соблюдать которые обязаны все находящиеся в этой организации, поэтому необходимо вежливо попросить блюстителей закона снять верхнюю одежду и, при необходимости, надеть бахилы. Приехавшие сотрудники обязаны представиться, предъявить служебное удостоверение. В отдельных случаях руководство медицинской организации обязывает своих работников снимать копию со служебного удостоверения, однако правоохранительные органы не обязаны предоставлять свои документы для снятия копий.

Основным следственным действием является осмотр места происшествия, который осуществляется в соответствии со ст. 176, 177 УПК РФ с обязательным составлением протокола осмотра места происшествия. Согласно п. 6 ст. 177 УПК РФ, осмотр помещения производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе. Все лица, участвующие в осмотре места происшествия, обязаны очень внимательно прочитать протокол, в случае наличия возражений или ошибок - письменно указать об этом в графе "Замечания". Не стоит пугаться слово "происшествие", так как иного термина в данном случае уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.

Краеугольным камнем всегда является медицинская документация, которую, в силу дефицита времени, физически не представляется возможным оформить в полном объеме до приезда правоохранительных органов. В настоящее время в уголовно-процессуальном законодательстве существуют определенные пробелы, которые устраняются "на местах": следственные органы просят принести в помещение, где идет осмотр места происшествия, медицинскую документацию, которая включается в протокол и на основании п. 3 ст. 176 УПК РФ опечатывается и увозится из медицинской организации. Таким образом, медицинские работники фактически своими руками отдают в руки правоохранительных органов медицинскую документацию пациента.

Нередко врачи, наученные горьким опытом, стараются уносить из помещений, где проходит осмотр места происшествия, всю медицинскую документацию. Однако следственные органы, готовые к подобной уловке, в последнее время все чаще приезжают с уже готовыми запросами о предоставлении медицинской документации. Такой путь решения проблемы представляется достаточно разумным: с одной стороны, в этом нет нарушения уголовно-процессуального законодательства, с другой - запрос не может быть исполнен немедленно, а значит, у медицинских работников есть время подготовить все необходимые документы и предоставить их следственным органам. Запрос следственных органов (так же как и органов прокуратуры) является обязательным для исполнения. В случае настойчивого сопротивления следственные органы могут в дальнейшем прийти с постановлением о выемке (в рамках уже возбужденного уголовного дела) и принудительно изъять всю необходимую медицинскую документацию.

Проведение первичных следственных действий необходимо отделить от дальнейшей доследственной проверки. Проведя осмотр места происшествия, получив патологоанатомическое заключение и копию всей медицинской документации, следователь не может в силу отсутствия специальных знаний в области медицины сразу принять решение о возбуждении уголовного дела, поэтому берет объяснения всех лиц, так или иначе имеющих отношение к смерти ребенка, а также назначает проведение судебно-медицинской экспертизы. При даче объяснений необходимо вести себя спокойно, четко и лаконично отвечать на задаваемые вопросы, не пускаясь в философские рассуждения и не пытаясь "запутывать" следователя узкими профессиональными терминами. Такое самонадеянное поведение отрицательно настраивает следственного работника по отношению к медицинскому работнику, дающему объяснение. При этом взятие объяснений может осуществляться в стенах медицинской организации, на усмотрение следственных органов.

Что может сделать сама медицинская организация на данном этапе? Важен разбор смерти новорожденного на заседании врачебной комиссии, где будет дана соответствующая оценка действиям медицинских работников и качеству оказанной медицинской помощи. Заключение врачебной комиссии должно быть подробным и аргументированным, в случае дальнейшего развития событий оно может быть приобщено к материалам дела.

В свою очередь, проведение судебно-медицинской экспертизы не требует участия медицинских работников, непосредственно оказывавших медицинскую помощь, однако в распоряжение экспертов поступят медицинские документы, включая результаты лабораторных исследований, патологоанатомического вскрытия (в том числе гистология). Как правило, на экспертизу направляют не только непосредственно историю развития новорожденного, но также амбулаторную и стационарную карту матери. Чем более полно будет представлена информация в указанных документах, тем больше можно надеяться на всестороннее изучение обстоятельств дела.

Процедуру сообщения следственным органам о смерти новорожденного в стационаре, предусмотренную в отдельных субъектах РФ, необходимо отделять от положений приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий"4. Указанный приказ предусматривает обязанности медицинской организации сообщать в территориальные органы МВД России о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий (полный список перечислен в указанном приказе). В условиях неонатального стационара таким случаем может быть, например, причинение вреда матерью своему новорожденному ребенку. Процедура сообщения в органы полиции прописана достаточно подробно:

1. Медицинский работник направляет в полицию телефонограмму с информацией о наличии такого пациента.

2. В течение одного рабочего дня в полицию направляется письменное извещение, подписанное руководителем медицинской организации или его заместителем и заверенное круглой печатью медицинской организации. В извещении указываются ФИО, возраст, адрес регистрации (соответственно к учреждениям неонатального профиля это неприменимо), дата и время поступления пациента, характер повреждений; ФИО передавшего телефонограмму медицинского работника; ФИО принявшего телефонограмму сотрудника полиции; дату, время направления извещения.

В заключение необходимо отметить, что общение с правоохранительными органами действительно носит достаточно специфичный характер, кроме того, сотрудники зачастую пользуются недостаточной правовой грамотностью медицинского работника, его незнанием норм уголовно-процессуального законодательства. В таких случаях необходимо заручаться поддержкой юриста медицинской организации (пригласить которого можно, например, при осмотре места происшествия как представителя организации) или защитника, имеющего достаточный опыт общения с правоохранительными органами.

4 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий" // Рос. газ. № 177. 03.08.2012.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»