Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика

Резюме

В статье описан синдром профессионального (эмоционального) выгорания медицинских сотрудников, симптомы, факторы риска и стадии выгорания, а также предложен способ диагностики в медицинской организации.

Ключевые слова:профессиональное выгорание; диагностика профессионального выгорания

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 10, № 2. С. 55-60. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2022-10-2-55-60

Понятие "профессиональное выгорание" в общественном понимании напрямую связывают со специалистами помогающих профессий (их непосредственная ежедневная работа связана с помощью другим людям. Это педагоги, медики, социальные работники, священнослужители, психологи, психоаналитики, психотерапевты) и в первую очередь с медицинскими работниками. Без сомнения, последние имеют наибольшее количество факторов риска развития эмоционального выгорания.

Важность проблемы

Согласно исследованиям, лидерами по частоте развития профессионального выгорания являются медицинские работники. Так, по данным S. Vandenbroeck и соавт., среди бельгийских врачей частота выгорания оценивается в 22% против 0,8% среди населения в целом [1, 2]. При этом данное состояние может нести определенные сложности как для самого специалиста, так и для его пациентов [3]. Врачи, страдающие от профессионального выгорания, оказывают неполноценную помощь своим пациентам, что влечет за собой повышенные риски врачебных ошибок, а также приводит к снижению профессионализма и эмпатии [4]. В ряде случаев эмоциональное истощение вынуждает к смене профессии, что может провоцировать кадровый дефицит в учреждениях здравоохранения, на личном уровне сочетается с высоким риском депрессии.

Историческая справка

Сам термин "выгорание" изначально был заимствован из романа "Ценой потери" Грэма Грина и в 1960-х гг. вошел в обиход после его научного обоснования H. Freudenberger и C. Maslach [6], внедривших понятие эмоционального выгорания в профессиональную среду.

По прошествии более 50 лет мировое медицинское сообщество признает данную проблему как актуальную и требующую диагностики и принятия мер профилактики.

Данная статья описывает симптомы и стадии профессионального выгорания медиков, а также анализ способов диагностики.

Факторы риска в работе врача

Учитывая, что 2 основных фактора, способствующих выгоранию на рабочем месте, - это помогающая специальность и регулярное общение с людьми, не возникает сомнений, что медицинские работники сочетают в своем ежедневном труде оба этих фактора как никто другой. Однако, анализируя степень риска, мы не можем не учитывать дополнительные факторы, способствующие стрессу и эмоциональному истощению.

· Вторичная травматизация. Насколько бы устойчивым и подготовленным не был медицинский сотрудник, регулярное соприкосновение с трудными жизненными ситуациями пациентов (диагнозы, смерть пациентов) не оставляет его полностью равнодушным, в определенной степени врач проживает эмоции пациентов и их родных.

· Непредсказуемость переживаний родителей (применительно к неонатологии и педиатрии) или близких родственников. Мы никогда не можем заранее предсказать, как именно они отреагируют на сообщение плохих новостей, и должны быть готовы ко всему, от агрессии, направленной непосредственно на врача, до крика и слез.

· Высокая ответственность. Ситуация болезни ребенка, а тем более его смерти или неблагоприятного прогноза в отношении жизни и здоровья чрезвычайно значима для родителей, каждое действие или слово врача имеет в данном случае неоценимое значение как с медицинской точки зрения, так и в контексте дальнейшего принятия происходящего и адаптации к новым жизненным условиям.

· Наличие собственных потерь. Важным фактором устойчивости врача является сохранение профессиональной позиции, однако медицинские работники, как и любые люди, сами могут сталкиваться с тяжелыми утратами близких, в том числе детей. Без сомнения, проживая собственное горе, сложно полностью абстрагироваться от боли пациентов.

· Теплые отношения с родителями. Длительное ведение пациента и хорошие отношения с его родителями могут усугубить эмоциональные переживания медицинского работника в случае ухудшения состояния пациента или его смерти.

· Смерть ребенка как поражение врача. Разумеется, речь идет не о врачебной ошибке. Логическое осознание невозможности спасти всех пациентов не отменяет исходного выбора профессии, посылом к которому для многих врачей было желание спасать, лечить и помогать. Смерть пациента входит в противоречие с этим обстоятельством.

· Жалобы, риск судебных разбирательств. Действительно, профессиональная деятельность врача регулярно подвергается оценке и контролю на самых разных уровнях, включая анализ жалоб пациентов или их родителей. Постоянное нахождение "под лупой" и страх ошибки продиктованы важностью работы врача, однако параллельно накладывают груз ответственности и напряжения.

Симптомы профессионального (эмоционального) выгорания

Знание и учет синдрома выгорания - важная часть его профилактики. Как любая болезнь, выгорание проявляется конкретными симптомами, и своевременный их анализ и внимание к собственному самочувствию позволят получить помощь как можно раньше.

Физические симптомы могут проявляться следующим образом:

· различные боли, в том числе невралгия, головная боль, боли в спине и т.д.;

· учащение симптомов простудных заболеваний, в то время как раньше специалист болел достаточно редко;

· бессонница и другие нарушения сна (частые пробуждения, ранний подъем без причины и т.д.);

· нарушения аппетита (повышенный или пониженный аппетит на регулярной основе с заметным изменением массы тела);

· чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

· ощущение эмоционального и физического истощения;

· снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

· постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

Эмоциональные симптомы:

· безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

· повышенная раздражительность на незначительные события;

· частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева);

· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

· чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

· гиперответственность и постоянное чувство страха, что "не получается" или "я не справлюсь".

Поведенческие симптомы:

· бюрократизация рабочей деятельности;

· стереотипизация пациентов, навешивание ярлыков, использование "кличек";

· желание уединиться, побыть в полном одиночестве;

· конфликты как с пациентами, так и с коллегами;

· сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает/сокращает время работы);

· руководитель затрудняется в принятии решений;

· чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

· невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата бо́льшей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий (прокрастинация);

· дистанцированность от коллег и пациентов, повышение неадекватной критичности;

· злоупотребление алкоголем, увеличение количества выкуренных за день сигарет, употребление наркотических веществ.

Стадии синдрома профессионального выгорания

I стадия - самомобилизация. Период наибольшей активности. Часто это молодой, начинающий сотрудник, стремящийся как можно лучше проявить себя и добиться весомых результатов любой ценой. Однако функционирование в таком режиме не может продолжаться слишком долго, ввиду чего данная стадия рано или поздно заканчивается (чаще достаточно быстро).

II стадия - "выдерживание" (стеническая). На этой стадии начинают проявляться определенные негативные эмоции, вызванные стрессом. Сотрудник начинает осознавать, что нагрузка чрезмерна для него и необходимо что-то менять. Однако значимость работы не оставляет выбора и человек продолжает работать с той же высокой степенью нагрузки, мотивируя себя с самых разных сторон: "я же обещал", "пациенты нуждаются во мне", "это важно для моей карьеры", "еще немного, и смогу отдохнуть", "я должен, я же врач" и т.д.

III, стадия выгорания - "невыдерживания" (астеническая) - развивается в случае если ситуация не меняется достаточно долго и уровень нагрузки не снижается, а также если к стрессу на работе добавляются личные факторы (болезнь, семейные сложности, смерть близких и т.д.).

На этой стадии весомо проявляются такие эмоции, как чувство опустошенности, агрессивная реакция на окружающих, отсутствие желаний и интересов, снижение самооценки, обесценивание своих действий, перепады настроения.

Игнорирование данных проявлений и отказ от помощи и изменения условий приводит к IV стадии - человек фиксируется на негативных эмоциях. Из этого состояния самостоятельно уже не выбраться, необходимо лечение. Если специалист не найдет способы хоть немного разнообразить свою жизнь, пути безопасного выплеска своих эмоций, могут начаться ссоры с близкими, вспышки агрессии на пациентов, безразличие ко всему, под влиянием психологических факторов возникают соматические заболевания, нарастает депрессивное состояние.

Безусловно, далеко не каждый медицинский сотрудник доходит до IV стадии, многим удается всю профессиональную жизнь балансировать между II и III, периодически пересматривая режим нагрузки и отдыха, давая себе время и возможность восстанавливаться. Однако полное игнорирование симптомов и отказ от помощи (по личным или организационным соображениям) чреват IV стадией выгорания, которая зачастую становится необратимой и вынуждает к смене профессии.

Методы диагностики

Для диагностики профессионального (эмоционального) выгорания медиков мы предлагаем использовать тест-опросник выгорания Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, MBI). Данная методика тестирования была предложена в 1986 г. американскими психологами С. Maslach и S. Jack- son [6], в России адаптирована Н.Е. Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. В.М. Бехтерева [5]. Для дополнительного подсчета результатов была разработана анкета для медицинских сотрудников (см. приложение).

Тест-опросник Маслач позволяет оценить степень выгорания по 3 основным категориям: эмоциональное истощение, деперсонализация и низкая личная реализация [6].

1. Эмоциональное истощение проявляется сниженным эмоциональным тонусом, повышенной психической истощаемостью и аффективной лабильностью, утратой интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущением пресыщенности работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

2. Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей, без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях - в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне деперсонализация проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, медицинского юмора, ярлыков. В контексте синдрома эмоционального (профессионального) выгорания деперсонализация предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.

3. Редукция профессиональных достижений отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, вызывает снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Дополнительное анкетирование позволяет выявить следующие параметры.

1. Субъективную оценку степени выгорания от 1 до 10 баллов (ответам присвоены следующие значения: 1-3 балла - низкий уровень выгорания, 4-6 - сред- ний уровень выгорания, 7-10 - высокий уровень выгорания) и ее совпадение (или несовпадение) с объективной картиной по каждому сотруднику.

2. Выявить мнение сотрудников относительно причин выгорания. В проведенном нами опросе были выделены следующие категории ответов:

· личностные особенности (тревога, психологическая устойчивость, усталость, стресс и т.д.);

· коммуникации с пациентами (некорректные требования пациентов, негативное общение пациентов и т.д.);

· организационные (большой объем бумажной работы, нехватка персонала и т.д.);

· взаимодействие с коллегами/руководством (конфликты, недооценка труда и т.д.);

· отрицание выгорания ("в нашем отделении таких проблем нет").

Данные результаты позволят сделать определенные вы- воды о причинах выгорания сотрудников и, соответственно, принять необходимые меры для своевременной профилактики.

3. Определить уровень выгорания в разных отделениях медицинской организации.

4. Определить наличие или отсутствие зависимости между такими факторами, как выгорание и стаж работы или рабочая нагрузка специалиста.

5. Обозначить причины, мешающие сотрудникам обратиться за квалифицированной помощью при выгорании, которые в данный момент в нашей стране недостаточно изучены. По данным зарубежных источников к ним можно отнести:

· дискомфорт нахождения в роли пациента;

· чувство вины из-за необходимости снижения нагрузки;

· профессиональная идентичность, определяемая такими чертами, как выносливость и самоотверженность;

· страх профессионального и социального осуждения со стороны коллег и пациентов;

· отсутствие системной и нормализованной помощи медицинским работникам;

· пренебрежение собственным здоровьем [2-4].

Также считаем важным обозначить, что, по данным литературы [7], а также проведенного нами исследования, для снижения выгорания врачей необходимы как индивидуально-ориентированные, так и структурные или организационные решения, что следует из указанных в анкете субъективных причин эмоционального выгорания.

Кроме того, важно понимать разницу между истинным выгоранием и обычной усталостью медицинского работника [8] для предотвращения навешивания ярлыков.

Выводы

1. В связи со спецификой работы эмоциональное (профессиональное) выгорание у врачей-неонатологов может развиваться достаточно часто и быстро, при условиях дополнительных факторов, способствующих выгоранию:

· большой объем рабочей нагрузки, нехватка кадров, недостаток времени на качественный отдых после работы, отсутствие перерыва в течение рабочего дня;

· личностная глубокая включенность в эмоциональное состояние пациентов, высокий уровень эмпатии;

· регулярное столкновение с тяжелыми случаями (смерть, диагнозы, несовместимые с жизнью или ведущие к инвалидизации либо паллиативному статусу ребенка) и необходимость коммуникации с горюющими родителями.

2. Своевременное выявление самим врачом или его коллегами (руководителями) первых симптомов выгорания позволит вовремя предпринять необходимые действия для предотвращения его дальнейшего развития и последующих за ним сложностей.

3. Периодическое анкетирование при помощи теста-опросника выгорания Маслач (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) руководителями отделения или медицинской организации наряду с информированием сотрудников о факторах и симптомах эмоционального выгорания медицинских сотрудников позволяет объективно оценить накопление психологической усталости в коллективе и своевременно предпринять организационные меры по предупреждению профессионального выгорания.

Приложение

Диагностика профессионального выгорания

Уважаемые коллеги! Данное исследование посвящено диагностике профессионального (эмоционального) выгорания врачей. Просим вас ответить на несколько вопросов анкеты, это очень важно для определения общей картины эмоционального состояния! Анкета полностью анонимна.

1. Ваша специализация:

- неонатолог

- педиатр

- анестезиолог-реаниматолог

- УЗД-специалист

- другое

2. Сколько лет Вы работаете по специальности?

3. Отделение, в котором Вы работаете:

- отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных

- патологии новорожденных

- физиологическое послеродовое отделение

- другое

4. Как бы Вы субъективно оценили степень своего профессионального выгорания по шкале от 1 до 10, где 1 - "я совсем не выгорел, моя работа лучшая в мире", 10 - "я на грани увольнения, мне очень плохо"?

5. Сколько часов в неделю Вы работаете официально?

6. Сколько часов в неделю Вы работаете фактически?

7. С чем, на ваш взгляд, связано профессиональное выгорание? Какие факторы в вашем отделении/медицинской организации влияют на него в наибольшей степени?

8. Почему, на Ваш взгляд, врач, чувствуя профессиональное выгорание, не обращается за помощью?

Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные в каждом пункте опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.

Литература

1. Vandenbroeck S., Vanbelle E., De Witte H., Moerenhout E., Sercu M., De Man H. et al. Une étude sur le burn-out et l’enthousiasme chez le personnel médical et infirmier dans les établissements hospitaliers de Belgique. SPF Santé publique et SPF employ, 2012.

2. Hansez I., Mairiaux P., Firket P., Braeckman L. Recherche sur le burnout au sein de la population active belge : rapport final. SPF employ, 2010.

3. Wallace J.E., Lemaire J.B., Ghali W.A. Physician wellness: a missing quality indicator // Lancet. 2009. Vol. 374. P. 1714-1721.

4. Shanafelt T.D., Bradley K.A., Wipf J.E., Back A.L. Burnout and self-reported patient care in an internal medicine residency program // Ann. Intern. Med. 2002. Vol. 136, N 5. P. 358-367.

5. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2008.

6. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Burnout at work. In: S.T. Fiske, D.L. Schacter, C. Zahn-Waxler (eds). Annual Review of Psychology. Vol. 52. London, 2001.

7. Erwin T.D. Shanafelt. Interventions to prevent and reduce physician burnout: a systematic review and meta-analysis // Lancet. 2016. Vol. 388. P. 2272- 2281.

8. Cocker F., Joss N. Compassion fatigue among healthcare, emergency and community service workers: a systematic review // Int. J. Environ Res. Public Health. 2016. Vol. 13, N 6. P. 618.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»