Для стимуляции сосательного рефлекса у недоношенных детей мы использовали описанную выше методику PIOMI. Технической проблемой данной методики является то, что осуществление массажных движений посредством указательного пальца взрослого имеет ряд недостатков:
· диаметр и размер указательного пальца взрослого остается слишком большим для ротовой полости новорожденного, особенно недоношенного, несмотря на адаптацию методики коллегами, что затрудняет проведение процедуры как для оператора, так и для пациента;
· использование мизинца в качестве альтернативы указательному пальцу может быть удобнее для небольшой ротовой полости, но манипулировать мизинцем взрослому намного неудобнее, чем указательным пальцем, особенно при поддержке головы ребенка второй рукой;
· палец в качестве манипулятора не так безопасен в инфекционном плане, даже при условии использования перчаток, как стерильный специализированный инструмент, который можно в дальнейшем стерилизовать как компоненты молокоотсоса для многоразового использования.
В связи с этим нами было разработано устройство для программы оральной стимуляции (рис. 2), позволяющее осуществлять программу массажа быстрее, с меньшим дискомфортом как для ребенка, так и для оператора, получен патент на полезную модель № 203673 [29].
Замена пальца взрослого на стерильный манипулятор позволяет снизить риск инфицирования пациента. К дополнительным преимуществам описанной программы в сочетании с разработанным устройством можно отнести профилактику нарушений речевого развития у недоношенных детей, а также профилактику некачественной гигиены полости рта, боязни чистки зубов и осмотра стоматологом ребенка в будущем за счет его привыкания к регулярному проведению манипуляций во рту [30].
У детей, которым проводилась оральная стимуляция, эффективное сосание позволяло раньше начинать пробные кормления из бутылочки в среднем на 10 дней, быстрее отказаться от зондового кормления и перейти полностью на кормление из бутылочки с соской при достоверно меньшей массе тела. Довольно быстрый перевод ребенка на самостоятельное сосание позволил раньше прикладывать его к груди, что является дополнительным стимулом поддержания лактации у матери. 14 детей, у которых использовались приемы оральной стимуляции, выписывались на исключительно грудном вскармливании, 15 - докармливались специализированной смесью; таким образом, 29 из 34 детей основной группы получали нативное материнское молоко. Это существенно сократило пребывание ребенка в стационаре в среднем на 9 дней по сравнению с контрольной группой (табл. 2).
Заключение
В настоящее время предлагаются различные методы, с помощью которых можно сократить длительность питания через гастральный зонд и помочь недоношенному новорожденному в становлении сосания:
· ненутритивное сосание;
· различные виды стимуляции: ольфакторная - запахом грудного молока [31, 32]; тактильная - различные вариации прикосновений и массажных движений матери и/или медработника [33]; аудиальная [34-36]; оральная [19, 37];
· мандибулярная "поддержка" - поддерживание щек и нижней челюсти оператором/матерью/медсестрой во время орального кормления [38, 39];
· "упражнения" на глотание - активное ненутритивное сосание с болюсным введением от 0,05 до 0,2 мл молока (минимальный объем, необходимый для инициации глотательного рефлекса) с помощью шприца объемом 1 мл непосредственно на медиально-заднюю часть языка, чтобы вызвать глотание [40].
Эффективность этих методик требует подтверждения в дальнейших исследованиях. В настоящем исследовании проведение оральной стимуляции позволило безопасно и неинвазивно ускорить завершение зондового кормления, перейти полностью на кормление из бутылочки с соской и раньше прикладывать ребенка к груди, укрепляя связь между матерью и новорожденным. Применение данной методики существенно сокращает пребывание ребенка в стационаре, позволяет снизить нагрузку на персонал, уменьшить финансовые затраты, улучшить организацию медицинской помощи в отделениях неонатального профиля.
Литература
1. Davis A. et al. A randomized controlled trial of an outpatient protocol for transitioning children from tube to oral feeding: no need for amitriptyline // J. Pediatr. 2016. Vol. 172, N 2. P. 136-141.
2. Lubbe W. Clinicians guide for cue-based transition to oral feeding in preterm infants: an easy-to-use clinical guide // J. Eval. Clin. Pract. 2018. Vol. 21, N 1. P. 80-88.
3. Crapnell T. et al. Neurodevelopmental profile, growth, and psychosocial environment of preterm infants with difficult feeding behavior at age 2 years // J. Pediatr. 2015. Vol. 167, N 6. P. 1347-1353.
4. Fucile S. et al. Oral sensorimotor intervention enhances breastfeeding establishment in preterm infants // Breastfeed. Med. 2018. Vol. 13, N 7. P. 473-478.
5. Lau C. Development of infant oral feeding skills: what do we know? // Am.J. Clin. Nutr. 2016. Vol. 103, N 2. P. 616S-621S.
6. Lau C. et al. Oral feeding assessment predicts length of hospital stay in late preterm infants // J. Pediatr. Mother Care. 2015. Vol. 1, N 1. P. 102.
7. Crapnell T. et al. Factors associated with feeding difficulties in the very preterm infant // Acta Paediatr. 2013. Vol. 102, N 12. P. e539-e545.
8. Lau C., Fucile S., Schanler R. A self-paced oral feeding system that enhances preterm infants’ oral feeding skills // J. Neonatal Nurs. 2015. Vol. 21, N 3. P. 121-126.
9. Rybak A. Organic and nonorganic feeding disorders // Ann. Nutr. Metab. 2015. Vol. 66, N 5. P. 16-22.
10. Rhooms L. et al. Effect of unimodal and multimodal sensorimotor interventions on oral feeding outcomes in preterm infants: an evidence-based systematic review // Adv. Neonatal Care. 2019. Vol. 19, N 1. P. E3-E20.
11. Pineda R. et al. Preterm infant feeding performance at term equivalent age differs from that of full-term infants // J. Perinatol. 2020. Vol. 40, N 4. P. 646-654.
12. Park J. Factors associated with feeding progression in extremely preterm infants // Nurs. Res. 2015. Vol. 64, N 3. P. 159-167.
13. Pickler R.H. et al. Effects of the neonatal intensive care unit environment on preterm infant oral feeding // Res. Rep. Neonatol. 2014. Vol. 3. P. 15-20.
14. Lessen B.S. Effect of the premature infant oral motor intervention on feeding progression and length of stay in preterm infants // Adv. Neonatal Care. 2011. Vol. 11, N 2. P. 129-141.
15. Beckman D. Oral motor assessment and intervention // Oral Motor Assessment and Intervention. Dallas, TX, 1998.
16. Clawson E.P., Palinski K.S., Elliott C.A. Outcome on intensive oral motor and behavioural interventions for feeding difficulties in three children with Goldenhar Syndrome // Pediatr. Rehabil. 2007. Vol. 9, N 1. P. 65-75.
17. Biro J. et al. Building the evidence: using the evidence to create a protocol for infants with feeding issues // OT Pract. 2010. Vol. 10. P. 9-13.
18. Rocha A.D. et al. Randomized study of the efficacy of sensory-motor-oral stimulation and non-nutritive sucking in very low birthweight infant // Early Hum. Dev. 2007. Vol. 83, N 6. P. 385-388.
19. Fucile S., Gisel E., Lau C. Oral stimulation accelerates the transition from tube to oral feeding in preterm infants // J. Pediatr. 2002. Vol. 141, N 2. P. 230-236.
20. Arora K. et al. Prefeeding oromotor stimulation program for improving oromotor function in preterm infants - a randomized controlled trial // Indian Pediatr. 2018. Vol. 55, N 8. P. 675-678.
21. Lessen Knoll B.S., Daramas T., Drake V. Randomized controlled trial of a prefeeding oral motor therapy and its effect on feeding improvement in a Thai NICU // J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. (JOGNN). 2019. Vol. 48, N 2. P. 176-188.
22. Fucile S., Wener E., Dow K. Enhancing breastfeeding establishment in preterm infants: a randomized clinical trial of two non-nutritive sucking approaches // Early Hum. Dev. 2021. Vol. 156. Article ID 105347.
23. Briere C., McGrath J., Cong X. Direct-breastfeeding premature infants in the neonatal intensive care unit // J. Hum. Lact. 2015. Vol. 31. P. 386-392.
24. Sakalidis V., Williams T., Garbin C. Ultrasound imaging of infant sucking dynamics during the establishment of lactation // J. Hum. Lact. 2013. Vol. 29. P. 205-213.
25. Geddes D., Sakalidis V., Hepworth A. Tongue movement and intra-oral vacuum of term infants during breastfeeding and feeding from an experimental teat that released milk under vacuum only // Early Hum. Dev. 2012. Vol. 88. P. 443-449.
26. Lau C., Geddes D., Mizuno K. The development of oral feeding skills in infants // Int. J. Pediatr. 2012. Vol. 2012. Article ID 572341.
27. Longoni L. et al. Predictors and outcomes of the Neonatal Oral Motor Assessment Scale (NOMAS) performance: a systematic review // Eur. J. Pediatr. 2018. Vol. 177, N 5. P. 665-673.
28. Jadcherla S. et al. Impact of prematurity and co-morbidities on feeding milestones in neonates: a retrospective study // J. Perinatol. 2010. Vol. 30, N 3. P. 201-208.
29. Шнейдерман М.Г., Кухарцева М.В., Рюмина И.И. Устройство для оральной стимуляции у новорожденных и детей первого года жизни : пат. RU 203673 U1. 2021.
30. Ghomi H. et al. The effects of premature infant oral motor intervention (PIOMI) on oral feeding of preterm infants: a randomized clinical trial // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2019. Vol. 120. P. 202-209.
31. Raimbault C., Saliba E., Porter R. The effect of the odour of mother’s milk on breastfeeding behaviour of premature neonates // Acta Paediatr. 2007. Vol. 96, N 3. P. 368-371.
32. Yildiz A. et al. The effect of the odor of breast milk on the time needed for transition from gavage to total oral feeding in preterm infants // J. Nurs. Scholarsh. 2011. Vol. 43, N 3. P. 265-273.
33. Abdallah B., Badr L., Hawwari M. The efficacy of massage on short and long term outcomes in preterm infants // Infant Behav. Dev. 2013. Vol. 36, N 4. P. 662-669.
34. Yildiz A., Arikan D. The effects of giving pacifiers to premature infants and making them listen to lullabies on their transition period for total oral feeding and sucking success // J. Clin. Nurs. 2012. Vol. 21, N 5-6. P. 644-656.
35. Loewy J. et al. The effects of music therapy on vital signs, feeding, and sleep in premature infants // Pediatrics. 2013. Vol. 131, N 5. P. 902-918.
36. Blumenfeld H., Eisenfeld L. Does a mother singing to her premature baby affect feeding in the neonatal intensive care unit? // Clin. Pediatr. (Phila.). 2006. Vol. 45, N 1. P. 65-70.
37. Younesian S., Yadegari F., Soleimani F. Impact of oral sensory motor stimulation on feeding performance, length of hospital stay, and weight gain of preterm infants in NICU // Iran. Red. Crescent Med. J. 2015. Vol. 17, N 7. Article ID e13515.
38. Einarsson-Backes L. et al. The effect of oral support on sucking efficiency in preterm infants // Am.J. Occup. Ther. 1994. Vol. 48, N 6. P. 490-498.
39. Hwang Y. et al. Effectiveness of cheek and jaw support to improve feeding performance of preterm infants // Am.J. Occup. Ther. 2010. Vol. 64, N 6. P. 886-894.
40. Lau C., Smith E. Interventions to improve the oral feeding performance of preterm infants // Acta Paediatr. 2012. Vol. 101, N 7. P. e269-e274.