Санитарно-авиационная скорая медицинская помощь новорожденным

РезюмеРассмотрены особенности оказания санитарно-авиационной скорой медицинской помощи детям в периоде новорожденности на территории РФ. Рассмотрены условия оценки транспортабельности новорожденных по существующим на сегодняшний день оценочным шкалам. Описаны трудности, с которыми может столкнуться врач, осуществляющий санитарно-авиационную транспортировку. Определены перспективы дальнейшего совершенствования и развития неонатальной транспортной бригады.

Ключевые слова:санитарно-авиационная скорая медицинская помощь, новорожденные, оценочные шкалы, критические состояния, санитарно-авиационная транспортировка, межгоспитальная транспортировка

Неонатология: новости, мнения, обучение. 2017. № 1. С. 39-44.
DOI: 10.24411/2308-2402-2017-00015


Транспортировка детей в периоде новорожденности машиной скорой помощи достаточно хорошо освоена в связи с широким опытом применения, поэтому хоте­лось бы остановиться на особенностях проведения санитарно-авиационной скорой медицинской помощи. Во время проведения санитарно-авиационной транспортировки меди­цинскому персоналу предстоит столкнуться с воздействием таких внешних факторов, как ускорение, тряска, барометри­ческое давление, яркий свет, звук, вибрация, температура. Наша задача состоит в том, чтобы по возможности снизить неблагоприятное воздействие этих внешних факторов на ор­ганизм новорожденного.

За 2015 г. специалистами ФГБУ "ВЦМК "Защита"" Мин­здрава России совместно с отрядом "Центроспас" МЧС Рос­сии была осуществлена санитарно-авиационная скорая медицинская помощь спецбортом МЧС (Ил-76 и Ан-148) 330 детям, что составило 37% от общего числа всех эвакуаций за год. Из них 42 ребенка в периоде новорожденности (2 ребенка, рожденных преждевременно на 25-й неделе гестации), что соответствует 13% от общего числа эвакуаций детей за год. Санитарно-авиационную эвакуацию новорож­денных осуществляли из Донецкой и Луганской народных республик, Симферополя, Севастополя, Мурманска. Из всего числа эвакуаций новорожденных дети с диагнозом "врож­денный порок сердца" составили 71%, дети с врожденными пороками развития - 10%, дети с нейрохирургической пато­логией - 5%, рожденные преждевременно - 5%, дети с неонатальным сепсисом - 5%, дети с новообразованиями - 2%, дети с гипоплазией легких - 2%.

Полученные результаты легко объяснить отсутствием возможности оказания специализированной медицинской помощи на отдельных территориях, в связи с чем возникает необходимость транспортировки новорожденных в другое учреждение.

Если говорить о международном опыте, нам удалось обнаружить следующую информацию о наиболее успешной организации авиационной транспортировки новорожден­ных в разных странах. Доктор Хилари Уайт (Hilary Whyte) в детской клинике Sick Kids Hospital в Торонто (Канада) сформировала команду специалистов и организовала центр подготовки персонала для обучения, транспортировки и совершенствования знаний. Данное направление своей работы Хилари Уайт расценивает "как самую важную часть программы неонатологии" [5].

На территории Соединенных Штатов Америки транс­портировка новорожденных чаще всего осуществляется вертолетом Messerschmitt-Bolkow Blohm BK-117A-4 дочер­ней компании American Eurocopter (Гранд-Прейри, Техас), самолетом King Air 200 компании Raytheon-Beech Aircraft (Вичита, Канзас) неонатальным транспортным отрядом, зна­комым с воздушной и наземной скорой медицинской помо­щью, прошедшим лицензирование. Начальник медицинской службы отвечает за развитие и контроль транспортных про­токолов, которые корректируются каждый год. Транспорти­ровку осуществляет либо менее опытная команда персонала, владеющая навыком постановки периферического веноз­ного катетера, назогастрального зонда, мочевого катетера, проведения кислородной терапии, либо бригада во главе с высококвалифицированным врачом-специалистом. Благо­даря квалифицированной подготовке врачей, участвующих в транспортировке, снизился уровень летальности во время и в 1-е сутки после транспортировки [6].

По результатам исследования, проведенного B.M. Karlsson и соавт., целью которого было изучить влияние силы звука и общей вибрации на частоту сердечных сокращений (ЧСС) и вариабельность сердечного ритма во время наземного и воздушного транспорта, было оценено влияние внеш­них факторов на новорожденного в процессе проведения транспортировки [1]. Так, 16 младенцев были доставлены самолетом санитарной авиации, далее наземным транспор­том до и от аэропорта. Были зафиксированы уровни шума и вибрации, а параметры сердца оценивали по результатам ЭКГ-исследования. Выявлено, что звук и вибрация всего тела превышали рекомендуемые пределы. Имеются в виду уровни вибрации и шума 0,19 м/с [2] и 73 дБА соответ­ственно. Большая вибрация всего тела ассоциировалась с более низкой ЧСС <0,05), а высокий уровень шума был связан с большей ЧСС =0,05). Вариабельность сердечного ритма оказалась достоверно выше в конце салона транс­портного средства, чем в начале <0,01). У новорожден­ных с наушниками отмечалась более низкая ЧСС <0,05). Отмечено, что звук и вибрация всего тела во время неонатальной транспортировки превышают рекомендованные уровни для взрослых, и звук оказывает большее стрессовое воздействие на ребенка, чем вибрация. Младенцы во время неонатальной транспортировки должны быть в специальных шумоподавляющих наушниках, создающих антистрессовый эффект.

Адекватная оценка тяжести состояния новорожденного имеет существенное значение для успешной транспорти­ровки. В настоящее время известно более 40 шкал (систем оценки), позволяющих провести анализ тяжести состояния пациента, но только около 10 из них предназначены для оценки тяжести состояния новорожденного, нуждающегося в межгоспитальной транспортировке. К существенным недо­статкам всех шкал относятся их достаточно большой объем и необходимость балльной оценки каждого отдельно взятого параметра, что достаточно трудоемко и не всегда возможно в условиях ограниченного времени. Это особенно актуально, когда состояние ребенка нестабильно и необходимо про­вести целый комплекс мероприятий интенсивной терапии, направленный на устранение жизнеугрожающего состояния, непосредственно перед транспортировкой [2, 3].

Для того чтобы подготовиться к возможным сложно­стям во время проведения авиаэвакуации, следует восполь­зоваться следующими оценочными шкалами, правилами и пробами.

1. Транспортный индекс риска физиологической ста­бильности (Transport Risk Index of Physiologic Stability for Newborn Infants, TRIPS) (табл. 1), разработанный S.K. Lee и соавт. (2001) для оценки тяжести состояния новорожден­ных, требующих экстренной транспортировки. С помощью шкалы можно выявить новорожденных с высоким риском смертности. Шкала включает оценку температуры тела, состояние дыхательной системы, систолического артериаль­ного давления, ответ на вредные (noxious) стимулы.

Общая оценка по шкале TRIPS = Сумма баллов по всем 4 параметрам.

Интерпретация:

Минимальная оценка - 0 баллов, а максимальная - 65 баллов. Чем выше оценка по TRIPS, тем выше вероятность смерти (табл. 2).

2. Шкала межгоспитальной авиационной транспорти­ровки (The Interhospital Air Transport Score, IATS), разрабо­танная A. Feldman и соавт. (2001) [2].

Шкала включает следующие разделы: оценка уровня проводимой терапии (табл. 3), оценка тяжести поражения (табл. 4) и оценка возможности транспортировки (табл. 5).

Минимальная оценка по шкале тяжести поражения -0 баллов; максимальная - 12 баллов. Минимальная оценка по шкале риска транспортировки - 0 баллов; максималь­ная - 32 балла.

Чем выше уровень проводимой терапии и оценка по шка­лам тяжести состояния и риска транспортировки, тем выше вероятность развития летального исхода во время транспор­тировки. Максимальная оценка по шкалам тяжести состоя­ния ребенка и риска транспортировки служит абсолютным противопоказанием для перевода пациента в стационар более высокого уровня на данный момент времени.

Опираясь на свой опыт, мы можем утверждать, что транс­портировка возможна при оценке по шкале TRIPS <32 балла. Оценки по шкале IATS: по уровню проводимой терапии, как правило, контингент наших детей имеет высокий уровень терапии "H", так как в транспортировке нуждаются новорож­денные, требующие непрерывного наблюдения; по тяжести состояния сумма баллов должна быть <9-10; по возможно­сти транспортировки допустима сумма баллов ≤20. При более высоких показателях по уровню баллов необходимо провести стабилизацию новорожденного на месте, заключающуюся в коррекции гиповолемии, стабилизации гемодинамики и газообмена, достижении нормогликемии и нормотермии с последующими переоценкой показателей и решением вопроса о возможности транспортировки.

Следует отметить, что любой инфекционный процесс всегда оказывается отягощающим фактором, поэтому мы прибавляем 8 баллов при наличии любого инфекционного процесса. Контактность у новорожденного оценить крайне сложно, что связано с нахождением большинства новорож­денных на момент их осмотра в медикаментозной седации.

3. С целью оценки риска транспортировки и оценки ста­бильности состояния пациента широко используется проба на перекладывание, которая заключается в исследовании частоты сердечных сокращений, систолического артери­ального давления и сатурации гемоглобина пульсирующей крови до и после перекладывания ребенка в транспортный кувез. Изменение указанных параметров более чем на 25%, появление судорог или их эквивалентов свидетельствуют о нестабильном состоянии пациента и крайне высоком риске транспортировки, которая может быть осуществлена только по жизненным показаниям [2].

4. На этапе межгоспитальной транспортировки широко используется мнемоническое правило, известное как STABLE, которое включает в себя 6 основных компонентов: S -sugar - поддержание оптимальной концентрации глюкозы в плазме крови; T - temperature - поддержание оптималь­ного температурного гомеостаза; А - Artificial/Assisted breathing - искусственная/вспомогательная вентиляция легких; В - Blood pressure - поддержание оптимальных пока­зателей гемодинамики; L - Labwork - мониторинг и поддер­жание нормальной концентрации основных биохимических констант; Е - Emotional support - эмоциональная поддержка ребенка и родителей [2].

Завершая обсуждение проблемы оценки тяжести состояния новорожденного в критическом состоянии и риска межгоспитальной транспортировки, следует отметить, что в настоящее время отсутствуют абсолютно достоверные критерии оценки тяжести состояния новорожденного в критическом состоянии и степени риска межгоспитальной транспортировки.

Это требует проведения дальнейших мультицентровых исследований с использованием принципов современной доказательной медицины [2].

Особенности санитарно-авиационной транспортировки

Необходимо помнить, что во время осуществлением санитарно-авиационной транспортировки у новорожденного не должно быть воздуха в полостях. Указанный кон­тингент пациентов можно эвакуировать санитарно-авиационным транспортом только при адекватном дренировании. Желудочный зонд и мочевой катетер должны быть запол­нены физиологическим раствором.

Транспортировка новорожденных в критических состо­яниях требует наличия высокопрофессионального меди­цинского персонала, способного быстро принимать реше­ние в сложных ситуациях и выполнять манипуляции в условиях неблагоприятных внешних факторов, а также слаженной работы на всех этапах транспортировки. Спе­циализированное оборудование, включающее неонатальный кувез с удобным доступом для новорожденных, монитор для контроля витальных функций организма, аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для поддержа­ния дыхательной функции, шприцевые насосы для вве­дения лекарственных препаратов, зафиксированное на медицинском модуле, позволяет не перекладывать ново­рожденного и не отключать от проводимой интенсивной терапии при подъеме на спецборт и спуске в реанимобиль (см. рисунок).

После подъема новорожденного на спецборт с целью проведения санитарно-авиационной транспортировки необ­ходимо обеспечить достаточную фиксацию шейного отдела позвоночника и головы новорожденного, а также шумоизоляцию; убедиться в достаточной фиксации и проходимости эндотрахеальной трубки при проведении ИВЛ или адек­ватной подаче увлажненного кислорода при нахождении новорожденного на самостоятельном дыхании; провести санацию трахеобронхиального дерева, верхних дыхательных путей; проверить функционирование и достаточную фикса­цию венозного доступа. При удовлетворительных показате­лях витальных функций врач - анестезиолог-реаниматолог, осуществляющий транспортировку, дает пилоту разрешение на взлет.

Наиболее значимыми аспектами межгоспитальной транспортировки новорожденных в критических состоя­ниях являются продолжение мероприятий интенсивной терапии на всех этапах лечебного процесса и обеспечение ее преемственности. Во время транспортировки проводится весь комплекс лечебных мероприятий, который был начат в лечебно-профилактическом учреждении или на этапе под­готовки ребенка к транспортировке [2].

Необходимо знать, что врач - анестезиолог-реанимато­лог, осуществляющий санитарно-авиационную транспор­тировку, должен быть готов к трудностям, которые могут возникнуть на борту во время проведения интубации или переинтубации, требующей контроля нахождения эндотрахеальной трубки. Этого можно добиться только при наличии электронного фонендоскопа или опираясь на собственный опыт работы из-за шума во время полета.

Во время санитарно-авиационной транспортировки про­ведение энтерального кормления не является противопоказа­нием при отсутствии у новорожденного регулярных срыгиваний и хирургической патологии. Напротив, мы рекомендуем энтеральное кормление при санитарно-авиационных транс­портировках, занимающих по времени >3 ч, и по возможности совместное нахождение матери и ребенка.

В настоящее время абсолютно четко доказано, что совместный материнский и неонатальный транспорт значи­тельно сокращает младенческую смертность, что свидетель­ствует о необходимости широкого использования данной модели транспортировки новорожденных. Эмоциональ­ная поддержка матери и отца ребенка, тактильный контакт матери и ребенка помогают наладить взаимопонимание и сотрудничество родителей ребенка и медицинского персо­нала [2, 3].

В связи с этим в состав бригады отряда "Центроспас" МЧС России совместно с ФГБУ "ВЦМК "Защита"" Минздрава России, осуществляющей транспортировку новорожден­ных, всегда входит психолог, а родители после разрешения пилота всегда находятся рядом с новорожденным при под­держке медицинских работников, входящих в состав неонатальной бригады.

Благодаря наличию современного оборудования и его постоянному совершенствованию мы пытаемся провести транспортировку в максимально щадящих условиях для новорожденного, но несмотря на это главным остается принцип транспортировки in utero. Именно поэтому наша задача - совершенствовать антенатальную диагностику с последующей своевременной постановкой диагноза "врожденный порок развития" и направление беремен­ной в специализированный перинатальный центр, что позволит максимально снизить долю санитарно-авиационных транспортировок. Но и этот небольшой процент должен проводиться на максимально профессиональ­ном уровне, что требует дальнейшего совершенствования и развития неонатальной транспортной бригады, разра­ботки протокола последовательности действий бригады в различных ситуациях, использования новейшего обо­рудования: аппаратов ИВЛ, оснащенных интеллектуальным режимом адаптивной поддерживающей вентиляции (Adaptive Support Ventilation, ASV), приборов для оценки газового состава крови и кислотно-основного состояния. Остается надеяться, что на территории РФ, так же как и за рубежом, межгоспитальная транспортировка новорожден­ных станет одной из важных программ неонатологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Karlsson B.M., Lindkvist M., Karlsson M. et al. Sound and vibration: effects on infants heart rate and heart rate variability during neonatal transport // Acta Paediatr. 2012. Vol. 101, N 2. Р. 148-154.

2. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В. Интенсивная терапия но­ворожденных. СПб. : Изд-во Н-Л, 2013. 687 c.

3. Гомелла Т.Л., Каннингам М.Д., Эяль Ф.Г. и др. Неонатология : в 2 т. Т. 1 / пер. с англ. ; под ред. Д. Н. Дегтярева. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С. 217-221.

4. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностиче­ские шкалы в медицине критических состояний. СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2015. С. 122-145.

5. Транспортировка новорожденных // Врачам. URL: http://babyfirst.com/ru/neonatal-care/neonatal-transport.php.

6. Whyte H.E., Jefferies A.L. The interfacility transport of critically ill newborns // Paediatr. Child Health. 2015. Vol. 20, N 5. P. 265­275.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»