Правовые основы работы реанимационно-консультативных центров в Российской Федерации

Неонатология: новости, мнения, обучение. 2018. № 1. С. 105-107.
DOI: 10.24411/2308-2402-2018-00014


Географические и климатические особенности нашей большой страны сделали объективной необходимостью создание реанимационно-консультативных центров (блоков) практически во всех субъектах РФ. Целесообраз­ность их создания не ставится под сомнение, однако не­достаточность нормативной правовой базы федерального уровня вызывает сложности как при разработке необходи­мой документации, так и при оценке их деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2012 № 2302-р "Об утверждении Программы развития перинатальных цен­тров в Российской Федерации" признает важность системы дистанционного консультирования для снижения материн­ской и младенческой смертности, а также использования выездных форм оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию в зависимости от географических условий и транспортной доступности автомобильного и авиа­ционного транспорта.

Идея дистанционного консультирования не нова и была озвучена ранее в других нормативных актах, например в приказе Минздравсоцразвития России от 09.12.2004 № 308 "О вопросах организации деятельности перинаталь­ных центров"), который предусматривал создание в струк­туре перинатального центра акушерского и неонатального стационаров с отдельными дистанционно-консультативными центрами по профилю и выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами скорой медицинской помощи. Порядки оказания медицин­ской помощи по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология" дублируют положения вышеуказанного приказа.

Таким образом законодатель установил необходимость создания реанимационно-консультативных центров (бло­ков), а также определил общие положения их создания и функционирования. Но сразу возникают вопросы: что дальше? Как организовать работу? Как проводить транс­портировку? Как учесть интересы медицинских работников и ограничить зону их ответственности?

Отсутствие детально разработанной нормативной базы, безусловно, связано с территориальными особенно­стями нашей страны, и поэтому задача каждого субъекта -разработать региональный нормативно-правовой акт, который учтет как техническую оснащенность медицин­ских организаций, так и особенности маршрутизации па­циентов.

Положительный опыт наших коллег из различных субъ­ектов (например, из Свердловской, Московской, Калужской областей) позволяет говорить о том, что регламентирова­ние работы реанимационно-консультативных центров (РКЦ) должно начинаться прежде всего с определения их целей и задач.

В целом можно выделить 2 основные задачи РКЦ:

консультирование;

транспортировка.

Для реализации поставленных задач должна быть опре­делена ведомственная принадлежность РКЦ (положение в структуре медицинской организации и его территориаль­ное местонахождение).

Основным нормативным правовым актом, который будет определять структуру и порядок работы РКЦ, дол­жен стать приказ регионального министерства здраво­охранения, утверждающий положение о реанимационно-консультативном центре. В указанном документе будут общие положения об организации РКЦ, его организаци­онная структура, цели и задачи, принципы контроля его деятельности. Кроме того, положение об РКЦ должно предусматривать главу (или отдельное приложение) о руко­водителе РКЦ, штатной структуре, организации работы выездных неонатальных бригад. Отдельно должны пред­усматриваться техническое оснащение выездных бригад и схема маршрутизации неонатальных пациентов по всему региону.

Особое внимание необходимо уделить тому, что в долж­ностных инструкциях работников, выезжающих в составе реанимационных неонатальных бригад, в обязательном порядке должно быть написано о том, что они выезжают в составе реанимационных бригад для оказания меди­цинской помощи. Отсутствие такой записи может создать сложности, во-первых, для врача, который по табелю учета рабочего времени будет формально находиться на рабо­чем месте, а во-вторых, для работодателя при оформлении дорожно-транспортных происшествий, которые иногда слу­чаются и со специализированным транспортом.

Если условно разделить деятельность РКЦ, как было указано выше, на консультирование и транспортировку, то необходимо определить основные "опасные места", кото­рые могут возникнуть при реализации данных функций.

Консультирование

С первого взгляда кажется, что консультирование не может представлять особых сложностей. И тем не менее важно понимать, что любая консультация по телефону должна быть записана на носитель и зарегистрирована в журнале учета поступивших звонков. Кроме того, на кон­сультирующем специалисте лежит ответственность за при­нятие решения о направлении реанимационной бригады, о запросе дополнительной консультации у врачей-специали­стов иных профилей.

Также до конца неясным остается вопрос о степени ответ­ственности врача РКЦ и лечащего врача, который находится рядом с пациентом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач - это "врач, на которого возложены функции по организации и непосред­ственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения". Поэтому последнее слово всегда будет оставаться за лечащим врачом как специалистом, обладающим наиболее полной картиной течения болезни пациента (см. статью в журнале "Неонатология: новости, мнения, обучение" № 3, 2017) и, как правило, находящимся в момент общения с врачом РКЦ рядом с ним.

Транспортировка

Если решение принято, реанимационная бригада выез­жает, для того чтобы забрать пациента и перевести его в ту медицинскую организацию, где будет оказана вся необходи­мая ему на данном этапе медицинская помощь.

Медицинская эвакуация (данный термин используется в законодательстве) - это транспортировка граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходи­мой медицинской помощи при угрожающих жизни состоя­ниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий - ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Данная функция РКЦ вызывает особенно много вопро­сов, зачастую достаточно спорных. Один из самых важных -принятие решения о транспортировке пациента реанимаци­онной бригадой. Практика показывает, что достаточно часто случаются ситуации, когда, приехав по вызову за пациентом, врачи реанимационной бригады находят его в гораздо более тяжелом состоянии, чем это было озвучено при обращении в РКЦ. Возникает дилемма: забрать пациента с высоким риском летального исхода в пути или оставить его в меди­цинской организации, где также сохраняется очень высокий риск его смерти.

Обратимся к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "неонатология", утвержденному приказом Минздрава России от 15.12.2012 № 921н. Согласно п. 22, "Выездная бригада из реанимационно-консультативного блока отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных совместно с медицинской организацией, где родился новорожденный, организует лечение, необхо­димое для стабилизации состояния новорожденного перед транспортировкой, и после достижения стабилизации состо­яния осуществляет его перевод". Однако там же указано, что "решение о возможности перевода (транспортировки) новорожденного принимается заведующим отделением (дежурным врачом отделения) медицинской организации акушерского профиля и ответственным врачом выездной реанимационной бригады реанимационно-консультативного блока". Иначе говоря, врач реанимационной бригады не принимает решение в одиночку, но, с другой стороны, ответ­ственность за состояние пациента в пути возложена целиком на врача, выехавшего за пациентом. В таких особо сложных случаях врач реанимационной бригады может провести кон­силиум совместно с врачами-специалистами медицинской организации и вынести коллегиальное решение. Кроме того, врач вправе отказаться забрать пациента, если риск леталь­ного исхода слишком велик, оставив при этом в медицинской документации пациента запись с обоснованием отказа.

Сразу же возникает вопрос об обоснованности отказа в транспортировке. Такое решение может быть оспорено как медицинской организацией, где был оставлен ребенок, так и его родителями. Положение о реанимационной бригаде (в виде отдельного раздела или приложения к основному документу) должно содержать критерии, при которых в транспортировке будет отказано.

Как правило, абсолютными показаниями для отказа в транспортировке являются:

отрицательная проба на перекладывание;

некупированное кровотечение.

Региональные протоколы содержат также такие показа­ния, как:

наличие некупированного синдрома утечки воздуха;

наличие некупированных судорог;

жесткие и особые режимы ИВЛ, которые превышают возможности ИВЛ при транспортировке (сатурация на кислороде <90%);

ректальная гипотермия <36 С°;

любые шоковые состояния.

Таким образом, каждый субъект РФ самостоятельно определяет и утверждает показания для отказа в транспор­тировке.

Много вопросов у родителей вызывает также вопрос о приоритетности выезда реанимационной бригады. Если одновременно несколько новорожденных требуют пере­вода в другие медицинские организации, врачу РКЦ и вра­чам реанимационной бригады необходимо определить, куда направиться в первую очередь. Отсутствие четко обозна­ченных в нормативных документах уровней приоритетности выезда является основанием для законных представителей предъявлять претензии: "Вы должны были приехать к моему ребенку в первую очередь!".

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, положение о РКЦ должно также содержать четкую систему оценки при­оритетности выезда реанимационной бригады.

Например, можно определить 3 уровня приоритетно­сти, где 1-й уровень будет реанимационным (когда транс­портировка осуществляется по экстренным показаниям, которые должны быть перечислены); 2-й уровень - интен­сивный (пациенты находятся на интенсивной терапии, но их состояние стабилизировано); 3-й уровень - стабильный (пациенты не требуют интенсивной терапии, выезд будет плановым при отсутствии выездов по экстренным по­казания).

Документальное оформление

Особое внимание при проведении транспортировки необходимо уделить корректному оформлению медицин­ской документации.

Прежде всего законные представители должны подписать информированное добровольное согласие на транспортировку, а также (если никто из законных представителей не поедет с новорожденным в медицинскую организацию, куда его пере­водят) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство уже в иной медицинской организации. Если законные представители отсутствуют, об этом делается в медицинской документации соответствующая запись.

При транспортировке врачом реанимационной бригады заполняется карта транспортировки, в которой указыва­ются все исходящие данные пациента, результаты осмотра при приезде, проведенные манипуляции (при необходимо­сти стабилизации состояния), оценка транспортабельно­сти/нетранспортабельности. В пути врач также описывает состояние пациента (респираторная поддержка, медика­ментозная терапия, результаты мониторирования). Формы карты транспортировки, информированного добровольного согласия также должны быть приложением к утвержденному положению о РКЦ.

Реанимационная бригада ведет журнал выездов, в кото­ром указывается вся информация о пациентах и медицин­ских организациях, откуда и куда они были переведены.

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что утверждение положения о РКЦ (со всеми приложениями, о которых говорилось ранее) является обязательным для работы РКЦ в регионе, в особенности велика его роль в юри­дической защите врачей, выезжающих в составе реанимаци­онных бригад.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»