Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации: зачем врачу об этом знать?

Неонатология: новости, мнения, обучение. 2018. № 2. С. 158-160. doi: 10.24411/2308-2402-2018-00026

В каждом государстве (и наша страна - не исключение) установлена четкая иерархия нормативных правовых актов, которая обеспечивает единство законодатель­ной базы и повышает эффективность взаимодействия орга­нов власти и хозяйствующих субъектов.

Высокие материи - это прекрасно, но повседневная работа врача не предусматривает ежедневного изучения законов и подзаконных актов, которых в нашей стране вели­кое множество. И, тем не менее, знать принципы того, как работают законы, необходимо каждому специалисту для правильной организации своего труда и защиты своих инте­ресов. Именно об этом пойдет речь ниже.

Главенствующую роль в иерархии нормативных правовых актов занимается Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации органов управления стра­ной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также (что особенно важно для здравоохранения) - принципы рас­пределения полномочий между государством и его субъек­тами. Например, ст. 72 определяет, что координация вопро­сов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспе­чение, относятся к совместному ведению РФ и субъектов, т.е. руководство региона вправе решать ряд вопросов в области охраны материнства и детства. К первой ступени можно отне­сти и федеральные конституционные законы, которые регу­лируют вопросы, прямо предусмотренные в Конституции РФ (например, внесение изменений в судебную систему); таких федеральных конституционных законов с 1993 г. в настоящее время было принято всего 88, часть из них уже утратила силу.

Вторую ступень в иерархии нормативных правовых актов РФ занимают федеральные законы. Именно эти нор­мативные акты составляют основу нашего законодательства. К слову, кодексы (например, Трудовой, Уголовный кодексы РФ и др.) также утверждаются федеральными законами, поэтому бытующее до сих пор мнение, что любой кодекс "выше" федерального закона, на самом деле не имеет под собой правовых оснований. Необходимо четко понимать, что действие федеральных законов распространяется на всей территории РФ без исключения.

Таким образом, Конституция РФ, федеральные конститу­ционные законы и собственно федеральные законы составляют основу нашего законодательства и имеют прямое и обязательное действие. Все остальные нормативные акты, о которых пойдет речь ниже, являются подзаконными актами, принятыми во исполнение Конституции РФ и феде­ральных законов.

На следующей ступени стоят указы и распоряжения Пре­зидента РФ, которые также имеют прямое действие на всей территории нашей страны, но в то же время не должны про­тиворечить Конституции РФ и федеральным законам.

Следующим важным разделом в иерархии нормативных актов являются нормативные акты, которые принимает Пра­вительство РФ (постановления и распоряжения), и приказы (распоряжения) различных министерств, при этом, напри­мер, постановление Правительства РФ стоит выше, чем при­каз Минздрава России, а федеральный закон стоит выше, чем все перечисленные акты вместе взятые.

Отдельно стоит сказать о том, что приказы и распоряже­ния федеральных ведомств (министерств и служб) не всегда распространяются на все медицинские организации без исключения. Например, если тот или иной приказ Минздрава регулирует деятельность научных организаций, к учрежде­ниям здравоохранения, не имеющим в своем составе науч­ных подразделений, такой приказ уже не относится. Как правило, указание на то, применим ли нормативный акт для организаций с определенным статусом (например, для федеральных или государственных учреждений здравоох­ранения), имеется в самом нормативном акте. Подсказка содержится также в уставных документах каждой органи­зации, где всегда указаны организационно-правовая форма и статус организации.

Когда уже было сказано, некоторые сферы общественной жизни находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому вопросы, не урегулированные федеральным зако­нодательством, чаще всего регулируются именно региональ­ным законодательством. При этом региональный документ не должен противоречить федеральному законодательству, в противном случае он просто не может применяться. Реги­ональное законодательство применяется только в пределах того субъекта РФ, где оно разработано и принято.

Однако на практике происходит так, что отдельные вопросы не урегулированы ни федеральным, ни региональным законодательством, ни даже распоряжениями глав горо­дов и муниципальных районов (они также вправе принимать свои нормативные акты, не противоречащие всему массиву законодательства, которое стоит выше). В этом случае в действие вступает последняя ступень иерархии, на кото­рой находятся локальные нормативные акты руководителей организации. Исторически сложилось так, что к локальным нормативным актам относятся очень пренебрежительно, не считая такие документы серьезными. Но именно они дают возможность урегулировать те нерешенные вопросы, ответы на которые не дает ни один вышестоящий норма­тивный акт. Самым простым, но в то же время показатель­ным примером здесь являются формы информированных добровольных согласий. В федеральном законодательстве есть всего несколько форм, обязательных для применения в медицинских организациях. Остальные формы не разрабо­таны и не утверждены. Если субъект РФ не утверждает их, то медицинская организация обязана утвердить их прика­зом своего руководителя, только в этом случае они получат легитимность. Это же касается порядка осуществления вну­треннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В настоящее время медицинские организации обязаны проводить внутренний контроль в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции" в порядке, "установленном руководителями организа­ций". В 2016 г. Росздравнадзор провел 4447 проверок орга­низации внутреннего контроля в медицинских учреждениях, зафиксировав 2510 нарушений. При этом выявлены наруше­ния именно тех порядков, которые утверждены самими орга­низациями. Иначе говоря, чем лучше составлен локальный нормативный акт, регулирующий организацию внутреннего контроля, тем меньше возникнет поводов у контролирую­щих органов для вынесения предписаний. Это классический случай, подтверждающий, что локальный нормативный акт -важная ступень в иерархии законодательства, и его нельзя недооценивать. Кроме того, есть другие ситуации, когда при­нятие локального нормативного акта является обязательным. К ним относятся, например, графики отпусков, положение об обработке и хранении персональных данных, положение об оплате труда, инструкции по охране труда и т.д.

Всегда возникает много вопросов по поводу того, как оценивать статус порядков оказания медицинской помощи, особенно клинических рекомендаций (протоколов лече­ния). Необходимо помнить, что порядки оказания меди­цинской помощи утверждаются приказами Минздрава Рос­сии, а значит, являются обязательными для исполнения на всей территории РФ; на это прямо указано в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Медицинская помощь организуется и оказывается в соот­ветствии с порядками оказания медицинской помощи, обя­зательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключе­нием медицинской помощи, оказываемой в рамках клиниче­ской апробации". Что касается клинических рекомендаций (протоколов лечения), с одной стороны, они не включены в иерархию нормативных актов, а с другой - есть норматив­ные документы, которые ссылаются на клинические реко­мендации. Например, в приказе Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования (ФФОМС) от 01.12.2010 № 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предостав­ления медицинской помощи по обязательному медицин­скому страхованию" указано, что цель контроля ФФОМС -"предупреждение дефектов медицинской помощи, являю­щихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыпол­нения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполно­моченными органами". Кроме того, экспертиза ФФОМС про­водится в том числе по клиническим рекомендациям (про­токолам лечения). Также на официальном сайте Минздрава России размещен специальный раздел клинических реко­мендаций, который постепенно заполняется по всем нозологиям; вполне вероятно, что в ближайшее время клинические рекомендации получат статус клинических руководств.

Помимо проблемы иерархии уже имеющихся норматив­ных актов, есть еще отдельная когорта нормативных актов, оставшихся в наследие от СССР. Далеко не все из них отме­нены, а отдельные нормативные документы после отмены де-факто вновь вступили в действие.

Необходимо знать, что законодательство СССР действует на территории РФ только в части, не противоречащей россий­скому законодательству. Ярким примером такого недейству­ющего акта является приказ Минздрава СССР от 20.04.1983 № 440 "О дополнительных мерах по совершенствованию медицинской помощи новорожденным детям". Правовые системы, в которых имеется данный документ, не дают одно­значного ответа, отменен он или нет. Повышенное внимание к этому приказу вызвано тем, что в нем имеется следующая норма: "2.12. Полностью исключается пребывание матери в палатах и отделениях реанимации и интенсивной терапии". Этот пункт совершенно противоречит принципу "открытой реанимации", который сейчас, к счастью, работает уже во многих учреждениях страны. Однако не все уверены в том, что данный приказ отменен.

Проведем краткий правовой анализ. Во-первых, как было уже указано выше, законодательство СССР может дей­ствовать только в части, не противоречащей законодатель­ству РФ. А данный пункт прямо противоречит п. 3 ст. 51 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Одному из родителей, иному члену семьи или иному закон­ному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской органи­зации при оказании ему медицинской помощи в стационар­ных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка". Следовательно, действует законо­дательство РФ. Во-вторых, в сложных вопросах юристы всегда обращаются к судебной практике. Анализ медицинских дел за последние годы не выявил ссылок в судебных решениях на вышеупомянутый приказ. И хотя в России нет как такового прецедентного права (когда достаточно одного судебного решения, чтобы по аналогичным делам принима­лись такие же решения), судебная практика является доста­точно серьезным основанием не считать данный приказ действующим.

Однако случаются в нашей стране и другие правовые коллизии. В советское время был выпущен приказ Мин­здрава СССР от 04.10.1980 № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здра­воохранения". Это был серьезный документ, который вклю­чал все основные формы первичной документации как для амбулаторных учреждений и отделений, так и для стациона­ров. Формально указанный приказ отменен приказом Мин­здрава СССР от 05.10.1988 № 750 "О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР". Однако начиная с 1993 г. в уже отмененный приказ неоднократно вносились изменения, последнее из которых датируется 2001 (!) г. Следует также отметить, что, несмотря на то что приказ Мин­здрава СССР от 04.10.1980 № 1030 на сегодняшний день формально не действует, установленные им формы продол­жают активно использоваться в практическом здравоохра­нении, так как альтернативы им пока нет. Понимая такую правовую коллизию, Минздрав России выпустил письмо от 30.11.2009 № 14-6/242888, в котором указано, что до изда­ния нового альбома форм учетной медицинской документа­ции старые формы продолжают использоваться. Парадокс заключается и в том, что одним из критериев надлежащего ведения медицинской документации в соответствии с при­казом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверж­дении критериев оценки качества медицинской помощи" является заполнение всех разделов карты, при этом ссылки на какую-либо унифицированную форму этой самой карты в приказе нет. Остается только надеяться, что в ближай­шее время появится новый альбом форм учетной медицин­ской документации, и многие из вышеуказанных проблем решатся.

Отдельно стоит сказать о таких ненормативных актах, как письма и разъяснения. Такие документы носят исклю­чительно разъяснительный характер тех положений закона (или приказа какого-либо ведомства), которые уже утверж­дены, но применение которых вызывает затруднение. Письма и разъяснения не носят нормативного характера (не имеют статус закона, обязательного к применению), но в то же время они являются официальной позицией ведомства, и в случае возникновения спорных ситуаций ссылки даже на такие документы все же возможны.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»