Локальные нормативные акты медицинской организации как источник обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности

Неонатология: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 6. № 4. С. 102-105.

В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [1] органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который устанавливается приказом руководителя соответствующего органа (организации). Положения, содержащиеся в указанном локальном нормативном акте, затем становятся предметом проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, о чем указано в подп. Ж п. 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности [2]. Необходимо отметить, что далее мы не будем упоминать понятие "безопасность медицинской деятельности" по той причине, что при анализе законодательства в сфере государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности стало очевидным: оценка безопасности по факту осуществляется совершенно в других видах государственного контроля и не имеет ничего общего с понятием "качество медицинской деятельности".

Для понимания того, что должно содержать положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности, необходимо понять, что является обязательными требованиями в данной сфере и может стать предметом проверки Росздравнадзора.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) [3] обязательные требования могут устанавливаться только федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в том числе субъектами РФ. Очевидно, что в этот список локальные нормативные акты медицинских организаций не входят. Однако в настоящее время в Государственной Думе РФ уже прошел второе чтение проект нового Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" [4], который предусматривает возможность рассматривать документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), как имеющие юридическую силу обязательных, если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами применительно к определенным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Именно такая ситуация складывается в сфере государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности: требования, содержащиеся в порядках, утверждаемых руководителями органов и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, о внутреннем контроле качества медицинской деятельности, по своей сути являются внутренним нормотворчеством. В то же время с учетом новых тенденций, реализуемых в вышеуказанном законопроекте, такие требования, установленные во исполнение федерального закона, могут получить юридическую силу обязательных требований. В этом случае утверждаемые руководителем медицинской организации порядки организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" справедливо получат юридическую силу обязательных требований, так как их исполнение предусмотрено федеральным законом. Для медицинских организаций это будет означать только одно: локальные положения о внутреннем контроле качества медицинской деятельности в полной мере станут предметом проверки Росздравнадзора, а значит, к их разработке нужно подойти с еще большим вниманием.

По общему правилу, внутренний контроль качества медицинской деятельности осуществляется врачебной комиссией в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" [5], и действительно п. 4.22 утвержденного порядка предусматривает в качестве одной из функций врачебной комиссии - организацию и проведение внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Однако далеко не все замечают, что в этом же пункте указано, что данная функция осуществляется врачебной комиссией "по решению руководителя медицинской организации". Иначе говоря, с формальной точки зрения, если руководитель решит осуществлять внутренний контроль качества медицинской деятельности в своей организации по-другому, он будет прав. Однако и Росздравнадзор, и практические рекомендации по организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности [6], которые были изданы ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы" Росздравнадзора, настоятельно рекомендуют организовывать внутренний контроль посредством врачебной комиссии. Однако необходимо знать, что Федеральная антимонопольная служба РФ в своем решении от 17 октября 2017 г. по делу № 1-15-200/00-18-16 "О нарушении антимонопольного законодательства" [7] указала, что "пункт 4.22 раздела II "Функции врачебной комиссии" приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н содержит лишь указание на то, что врачебная комиссия по решению руководителя медицинской организации осуществляет функции по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (утратил силу с 01.07.2017) вообще не содержит положений об организации и осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности". Примечательно, что изданный взамен утраченного силу приказа № 422ан приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" [8] также не содержит положений об организации и осуществления внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Таким образом, в настоящее время нет ни одного нормативного правового акта, который устанавливал бы правила проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности. Росздравнадзор при проведении проверок в рамках государственного контроля качества медицинской деятельности руководствуется своим изданным приказом от 20.12.2017 № 10450 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" [9], в котором из 19 контрольных вопросов 14 посвящены работе врачебной комиссии. Однако в соответствии с п. 7 Положения о Росздравнадзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 [10]) указанная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Росздравнадзор является своего рода исполнителем, не имея при этом возможности создавать полноценную нормативную базу.

Таким образом, в настоящее время каждая медицинская организация в силу ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязана разработать и утвердить положение об организации и проведении внутреннего контроля качества медицинской деятельности, однако содержание такого локального нормативного акта не определено законодательством, а следовательно, все притязания со стороны Росздравнадзора и его территориальных органов носят сугубо общий характер, а их неисполнение не может считаться нарушением обязательных требований. Каждая медицинская организация должна самостоятельно определить (с учетом своих технологических и экономических возможностей) свой порядок проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности, и только те правила и процедуры, которые будут включены в локальный нормативный акт, станут предметом проверки Росздравнадзора и его территориальных органов.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Парламентская газета. 24.11-01.12.2011. № 50.

2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности" // СЗ РФ, 19.11.2012. № 47, ст. 6501.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1), ст. 6249.

4. Проект Федерального закона № 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. 21.02.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://lawmon.ru/law/332053-7.html.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н (ред. от 02.12.2013) "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" // Российская газета. 22.06.2012. № 141.

6. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) // Консультант Плюс. (дата обращения: 22.09.2018)

7. Решение ФАС России от 17 октября 2017 г. по делу № 1-15-200/ 00-18-16 О нарушении антимонопольного законодательства // Консультант Плюс. (дата обращения: 22.09.2018)

8. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru, 17.05.2017.

9. Приказ Росздравнадзора от 20.12.2017 г. № 10450 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.01.2018.

10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 " 323 (ред. от 21.03.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" // СЗ РФ. 12.07.2004. № 28, ст. 2900.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация
geotar-digit

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»