Варианты взаимодействия родителей с недоношенными детьми в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных

Резюме

В статье рассмотрены современные направления гуманизации медицинского подхода к выхаживанию недоношенных детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных и предложены варианты взаимодействия матери (родителей) с младенцем.

Ключевые слова:взаимодействие матери с новорожденным в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных; контакт матери и ребенка в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных; поддержка семьи в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Суханова Е.И. Варианты взаимодействия родителей с недоношенными детьми в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 12, № 1. С. 81-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2024-12-1-81-83

Перинатальные заболевания, осложняющие неонатальную адаптацию, зачастую приводят к серьезным проблемам здоровья и развития преждевременно родившихся детей в течение всей последующий жизни.

Очевидно, что в первую очередь недоношенные дети нуж­даются в качественной медицинской помощи на всех этапах выхаживания, а это и является важной задачей современного здравоохранения. В последние годы все активнее внедряются практики гуманизации акушерской и перинатальной помощи, которые включают планирование семьи, пренатальную подготовку к родам, повышение внимания к нуждам и потребностям матери и больного/недоношенного ребенка в противовес строгим больничным ограничениям. Идею пациентоориентированного отношения к матери и ребенку (плоду) разрабатывали и продолжают разрабатывать Н.П. Шабалов, Т. Верни, М. Оден, Ф. Лебойе, С. Рэй, Р. Туннел, А. Левин.

Однако, несмотря на научную обоснованность, подобный подход встречает немало практических трудностей.

Перед врачами отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН) встает вопрос о необходимости поддержания баланса между оказанием неотложной специализированной/высокотехнологичной медицинской помощи и удовлетворением потребности матери в эмоциональном и физическом контакте с ребенком.

При организации посещений ОРИТН с целью организации контакта семьи с ребенком следует учитывать специфику психоэмоционального состояния членов семьи, обусловленную переживанием за жизнь и здоровье ребенка. Помимо пережитого стресса, связанного с преждевременными родами, семье предстоят и дальнейшие трудности - ​длительная разлука с ребенком, чувство потери контроля за его судьбу и неопределенность относительно отдаленных прогнозов; у многих родителей может возникать чувство вины и другие тяжелые переживания.

Все это в совокупности отрицательно влияет на психологическое состояние родителей, а также на детско-родительские эмоциональные отношения в дальнейшем, что подтверждено рядом исследований [1-3].

Однако роль семьи (матери) в успехе выхаживания глубоконедоношенного ребенка сложно переоценить [4].

Условия и качество дальнейшей жизни недоношенных детей зависят не только от характера и степени перинатальных осложнений, но и от отношения родителей к сложностям со здоровьем и включенности всей семьи в процессы лечения, реабилитации, воспитания и образования ребенка [5, 6]. Это делает необходимым формирование активной позиции семьи в качестве равноправного партнера медицинским работникам по организации специального ухода и медико-социальной поддержки больным детям.

Рассмотрим основные варианты активного взаимодействия матери с младенцем в ОРИТН.

Физический контакт

В настоящее время активно разрабатываются и реализуются программы включения родителей (матерей) в выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Особое внимание уделяется регулярному физическому контакту матери и ребенка, в частотности методу "кенгуру", который демонстрирует положительное влияние на состояние новорожденных различного гестационного возраста [7].

В случаях когда тяжесть физического состояния ребенка не дает возможности применения данного метода, важен любой щадящий физический контакт матери и младенца: поглаживания и прикосновения мамой малыша при посещениях и т. д.

Сохранение лактации

Большое внимание в выхаживании самых маленьких детей врачи-неонатологи уделяют поддержке грудного вскармливания [8].

Как известно, сохранение лактации и длительное грудное вскармливание в значительной степени определяют состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие годы его жизни. В дополнение к медицинскому лечению стимуляция и поддержание лактации мам недоношенных детей обеспечивают их нормальный рост и развитие. Клиническими исследованиями показано, что грудное молоко имеет максимально сбалансированный состав и является оптимальным источником питания для детей.

На процессы грудного вскармливания, помимо физиологических причин, могут повлиять и психологические факторы. Помешать процессу выделения молока могут стресс и тревога матери, болевые ощущения и физическая усталость [9, 10].

Именно поэтому поддержка и разъяснения специалистов по поводу пользы грудного вскармливания для мамы и младенца чрезвычайно важны, вне зависимости от того, возможно на данный момент лечения ребенка непосредственно грудное вскармливание или речь идет о сохранении лактации на будущее. В свою очередь, процесс регулярного сцеживания, хоть и является энергозатратным для женщины, становится важным стимулом, обеспечивающим ощущение нужности ребенку и возвращает возможность заботы о нем, которого мамы недоношенных детей лишены в полной мере во время нахождения ребенка в ОРИТН.

Эмоциональный контакт

Эмоциональный контакт матери и ребенка в первую очередь достигается посредством интонаций голоса, обращенного к ребенку.

Доказано, что новорожденные, в том числе недоношенные, способны узнавать голос матери среди голосов других женщин. Это связано с тем, что к голосу матери ребенок привыкает еще во внутриутробном периоде. Ласковые интонации особенно успокаивающе действуют на ребенка, если мать разговаривала с ним, когда он был у нее в утробе.

После преждевременных родов и во время пребывания ребенка в ОРИТН контакт матери с младенцем приобретает скорее тревожный и наблюдательный характер ввиду его нестабильного состояния, а также болезненного вида, что подавляет обычное материнское поведение (ласковые интонации голоса и умиление). Врачам необходимо всячески стимулировать общение матери с ребенком как с обычным младенцем, поощрять проявление к нему нежных чувств, разговоров с ним, пение колыбельных и т. д.

Мероприятия по медицинскому уходу, посильные для матери и безопасные для ребенка

Современные методы выхаживания новорожденных предполагают активное участие матери не только в общении с ребенком, но и в медицинском уходе за младенцем. Для этого необходимо создать оптимальные безопасные и развивающие условия внешней среды, полезные как для ребенка (физический и эмоциональный контакт с матерью), так и для мамы (вовлеченность в процесс ухода, ощущение нужности ребенку, возвращение материнской роли). Маме должны быть доверены самые элементарные процедуры, которые она сначала будет выполнять под контролем медицинских сотрудников, а далее самостоятельно.

В совокупности соблюдение 4 условий (физического и эмоционального контакта, поддержания лактации и вовлечения в мероприятия по медицинскому уходу) позволяет активно включать родителей в заботу о недоношенном ребенке на самых ранних этапах его выхаживания, что является крайне важной составляющей медико-социальной реабилитации как самого младенца, так и всей семьи в целом.

Литература

1. Квасова Л.К. Психологические особенности эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей младенческого возраста // Медицинская психология в России. 2019. Т. 11, № 1 (54).

2. Квасова Л.К., Немых Л.С., Иванова О.А. Психологическая характеристика эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3, № 4. С. 20-22.

3. Emotional reactions of mothers facing premature births: study of 100 mother-infant dyads 32 gestational weeks // PLoS One. 2014. Vol. 9, N 8. Article ID e104093. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0104093 (date of access December 12, 2017).

4. Guillaume S., Michelin N., Amrani E. et al. Parents’ expectations of staff in the early bonding process with their premature babies in the intensive care setting: a qualitative multicenter study with 60 parents // BMC Pediatr. 2013. Vol. 13. P. 18. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2431-13-18

5. Boykova M., Kenner C. Transition from hospital to home for parents of preterm infants // J. Perinat. Neonatal Nurs. 2012. Vol. 26, N 1. P. 81-87. DOI: https://doi.org/10.1097/JPN.0b013e318243e948

6. Kerbl R., Sperl W., Strassburg H.M. et al. Overview of habilitation and rehabilitation for children and adolescents in Europe // J. Pediatr. 2016. Vol. 172. P. 233-235. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2015.12.078

7. Шабалов Н.П. Этические проблемы в неонатологии // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2016. Т. 95, № 4. С. 57-62.

8. Ахмадеева Э.Н., Латыпова Ф.М., Микунов А.М., Минигазимова А.Я. Выхаживание и ранняя реабилитация новорожденных с перинатальной патологией с позиций гуманизации медицинской помощи // Медицинский вестник Башкортостана. 2010. № 2. С. 71-75. URL: https://api.semanticscholar.org/CorpusID:74959380

9. Гмошинская М.В. Разработка и оценка эффективности системы поддержки грудного вскармливания детей первого года жизни : автореф. дис. - д-ра мед. наук. Москва, 2008. 50 с.

10. Абольян Я.B., Черепанова И.С., Джатдоева Ф.А., Кочешнова О.Е., Негодов А.А., Смоленская И.М. Социально-психологические факторы распространенности грудного вскармливания детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 2. С. 39-43.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Дегтярев Дмитрий Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, заведующий кафедрой неонатологии Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), председатель Этического комитета Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»