Одной из важнейших характеристик общественного развития является непрерывное повышение значимости и качества человеческой жизни. В этой связи специалисты медицинского профиля являются наиболее уважаемыми членами современного общества. Во многих странах мира врачи - неонатологи и анестезиологи-реаниматологи, спасающие жизни новорожденных и детей раннего возраста, считаются элитой медицинского сообщества. Профессиональная деятельность любого врача включает 3 основных направления: предотвращение (профилактику), диагностику (распознавание) и лечение (терапию) заболеваний.
Выполнение профессиональных обязанностей врача предполагает высокую включенность в лечебно-диагностические процессы, что требует регулярного пополнения медицинских знаний и совершенствования специальных навыков, а также накопления опыта общения с пациентами или их законными представителями.
Все это предполагает наличие у врача таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, эмпатия, которые необходимы для повышения качества медицинской помощи.
Поддержание высокого профессионального уровня требует от врачей огромных временных, психоэмоциональных и интеллектуальных затрат. В свою очередь, высокий уровень напряжения и ответственности за здоровье и психологическое состояние пациентов, как и осознание ограниченности медицинских возможностей, неминуемо отражаются на эмоциональных аспектах личности врача.
Ниже перечислены основные факторы, негативно влияющие на медицинских сотрудников отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН), которые требуют внимания и профилактических мер со стороны как руководства медицинских учреждений, так и самих врачей.
Высокие нагрузки и образ жизни
Здоровье медицинских сотрудников зависит от разнообразных факторов, в том числе:
· от распорядка жизни;
· организации условий и режима труда;
· образа и условий жизни;
· семейной ситуации;
· организации отдыха и т.д.
Исследования, посвященные изучению образа жизни и профилактике заболеваний медицинских сотрудников, выявили определенные закономерности:
- низкие показатели обращаемости за медицинской помощью и самооценки здоровья;
- высокую распространенность само- и взаимолечения;
- злоупотребление лекарственными препаратами;
- продолжение работы в случае заболевания;
- игнорирование оздоровительных мероприятий [1].
Эмпатия и сочувствие
Феномен эмпатии, предполагающей способность врача представлять себя на месте пациента и искренне сопереживать другим, в последнее время является объектом внимания многих философов.
Изучение феномена эмпатии необходимо для развития представлений о природе и специфике эмпатического процесса, а также понимания значимости эмпатии в работе медицинских специалистов [2].
Наличие этого качества во взаимодействии врача с пациентом или родственником пациента повышает доверие к мнению специалиста и назначенному лечению, значительно улучшая прогнозы [3]. Отсутствие высокомерия или демонстрации превосходства при наличии способности к пониманию и искренней озабоченности проблемами пациента существенно улучшает взаимодействие в целом [4].
Т. Рейк [5] говорил, что врач должен слушать не только слова, но и то, что не было произнесено.
Работа врача ОРИТН связана с ежедневным эмоционально насыщенным взаимодействием с родителями, требующим активного участия в разрешении их проблем.
Способность проявлять эмпатию и вести диалог с родителями требует от врача значительного количества знаний в области эффективной коммуникации и внутренних ресурсов [6].
Врач вынужден находиться в рамках социальных норм, предписывающих ему строгие стереотипы эмоционального реагирования при контакте с пациентом - чуткость, терпеливость, внимательность, сочувствие и т.д. [7]. Эмоциональная острота контактов с родителями маленьких пациентов является очень высокой; психологическая усталость от этого быстро приобретает хронический характер. Рабочая ситуация соответствует модели "хронического житейского стресса"; ее следует рассматривать как крайне патогенную ввиду необходимости значительной затраты личностных ресурсов медицинского специалиста [8].
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания
Клиническая деятельность врачей в ОРИТН связана с регулярным воздействием различных стрессогенных факторов.
В Международной классификации болезней 11‑го пересмотра (ее внедрение в отечественное здравоохранение отложено до 2026 г.) профессиональное выгорание определяется как "синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться" [9]. Считается что синдром профессионального (эмоционального) выгорания развивается под влиянием следующих факторов:
- организационных сложностей, к которым относятся регулярные переработки, отсутствие возможности полноценного отдыха, нехватка персонала и т.д.;
- личностных особенностей - повышенной эмоциональной чувствительности, личной мотивации врача, способности к сопереживанию, множества тяжелых эмоций пациентов и родителей и т.д.;
- сложностей в коллективе - отсутствия командной работы, производственных и межличностных конфликтов, недопонимания проблем со стороны руководства и т.д.;
- взаимодействия с конфликтными пациентами - в том числе относящихся к медицинской деятельности как к сервисной услуге, инициирующих жалобы и судебные разбирательства.
По сути своей синдром профессионального (эмоционального) выгорания - это устойчивое состояние психики, сформированное в процессе профессиональной деятельности, которая при прогрессирующем течении может приводить к функциональным изменениям, при эмоциональном выгорании негативно влияющим на профессиональную деятельность.
Несмотря на возрастающий с каждым годом интерес к феномену профессионального выгорания, проблема остается крайне значимой, даже для современной системы здравоохранения [10].
Моральный дистресс
Впервые понятие морального дистресса применительно к медицинским работникам было определено А. Джеметоном в 1984 г. как "психологическое потрясение от нахождения в ситуации, в которой человек вынужден действовать вопреки тому, что он считает правильным" [11].
Причинами морального дистресса могут служить различные ограничения, как внутренние (неуверенность в своих силах, страх развития конфликта, потери рабочего места и т.п.), так и внешние (неравномерное распределение полномочий внутри коллектива, сложности коммуникаций, угроза жалоб или судебных разбирательств, установки руководства, которые могут противоречить потребностям пациентов и т.п.).
Ситуация морального дистресса может возникнуть у представителей любой профессии. Однако специфика работы врачей в ОРИТН, очевидно, сопряжена с максимально высоким уровнем стресса.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2020 г. в ОРИТН, были обнаружены различные факторы, располагающие к возникновению морального дистресса врачей-неонатологов. Другими исследователями подчеркивается, что в клиническом контексте моральный дистресс гораздо более распространен в этих отделениях, чем описывается в современной литературе.
Работа врача-неонатолога, особенно в ОРИТН, включает необходимость принятия решения в условиях этических дилемм и обстоятельствах неопределенности. В ОРИТН врачи работают с морально тяжелыми ситуациями и вынуждены регулярно принимать жизненно важные решения [12]. Следует помнить, что развитию морального дистресса способствуют нехватка персонала и переработка, а также принятие решений, сопровождающихся чувством бесполезности усилий или разногласиями коллег во взглядах на лечение [13].
Эпштейн и Хамрик в 2009 г. описали 3 основных пагубных последствия регулярного столкновения с моральным дистрессом. Первым негативным последствием можно считать ситуации, в которых врач способен "морально оцепенеть" перед лицом этически сложных ситуаций: медицинские работники больше не распознают клинические случаи, требующие моральной включенности и чувствительности, или избегают участвовать в их. Вторым последствием морального дистресса является то, что врач может использовать различные варианты сознательного возражения против развития ситуации, вызывающей у него моральный дистресс. И третье, самое деструктивное последствие морального дистресса, - развитие синдрома профессионального (эмоционального) выгорания у врача. Ряд исследований указывает на корреляцию морального дистресса и уровня профессионального выгорания, что приводит врачей к уходу из профессии (оставление должности), потере моральной целостности личности и к ощущению невыполнения профессионального долга [14, 15].
Личностные факторы
Отдельно стоит отметить некоторые личностные характеристики врачей, которые могут способствовать развитию синдрома профессионального (эмоционального) выгорания и повышают подверженность моральному дистрессу. Среди них такие особенности личности, как:
- эмоциональная холодность;
- склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности;
- высокий уровень эмоциональной лабильности;
- сильный самоконтроль при волевом подавлении отрицательных эмоций;
- рационализация мотивов поведения;
- склонность к повышенной тревоге и депрессивному развитию;
- ригидность личностной структуры;
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Соприкосновение со смертью
Работа врача в ОРИТН неминуемо влечет за собой соприкосновение со смертью маленьких пациентов, а также с горем их родителей. Помимо непосредственно смертельных исходов, врач становится невольным свидетелем тяжелых чувств родителей, которые сопровождаются страхом, тревогой, слезами и/или паникой. Некоторые родители могут находиться в острых стрессовых состояниях (истерика, шок, ступор, двигательная расторможенность, тремор). Необходимость взаимодействовать с родителями, переживающими утрату или негативные эмоции, требует значительной затраты внутренних ресурсов специалиста. При этом проявление эмпатии, столь необходимое для поддержки родителей, не позволяет врачу полностью абстрагироваться от происходящего. Таким образом, врач находится в своеобразном замкнутом круге: он не может не сопереживать, так как это важно для родителей, и не может избежать таких ситуаций.
Способы профилактики
Одним из возможных решений комплекса проблем может стать внедрение психологического сопровождения врачей - неонатологов и детских анестезиологов-реаниматологов как в коммуникациях с пациентами, так и в профессиональной деятельности. Практика психологического сопровождения должна иметь поэтапный алгоритм внедрения с учетом потребностей и возможностей каждого конкретного медицинского учреждения.
Первым этапом должна стать работа психолога в направлении психологической поддержки родителей пациентов, обеспечивая их потребность быть выслушанными, одобренными или принятыми в их болезни, страдании.
Вторым этапом является профилактика и своевременная диагностика симптомов профессиональной деформации и эмоционального выгорания самих медицинских сотрудников.
Третьим этапом должна стать работа психолога в направлении регулярной психологической помощи врачам. В настоящий момент врач ОРИТН вынужден решать самый разнообразный спектр задач - лечебных, организационных, коммуникационных и т.д. Соответственно данное направление работы должно быть акцентировано непосредственно на предупреждении и неотложном решении психологических проблем сотрудников медицинской организации.
На четвертом этапе должны быть организованы практико-ориентированные курсы повышения квалификации медицинских работников с целью повышения их коммуникативной компетентности.
Заключение
Очевидно, что работа врача в ОРИТН требует не только клинических знаний и навыков, но и значительных компетенций по взаимодействию с родителями и коллегами.
К сожалению, в настоящее время уровень обучения медицинских специалистов психологическим аспектам взаимодействия недостаточно высокий.
Отсутствие необходимых коммуникационных знаний, недостаточное внимание врачей к своему собственному психологическому состоянию, столкновение с ситуациями, вызывающими моральный дистресс, высокая степень физической и психологической нагрузки в совокупности с жесткими регламентами и стандартами ставят врачей в достаточно уязвимое положение.
Все вышеперечисленное тесно взаимосвязано и вытекает одно из другого. Столкновение с ситуацией морального дистресса вызывает сильные внутренние переживания медицинского специалиста. Наличие эмпатии подразумевает высокую включенность в ситуацию пациентов и их родителей, что влечет за собой эмоциональные переживания самого врача. Отношение к медицинским специалистам в обществе предписывает врачу быть сильным и устойчивым, а его внутренние переживания игнорируются. Психика врача находит единственно возможный способ справиться с ситуацией - блокировать эмоции, дабы сохранить свою личность. В результате развивается неадаптивная реакция - синдром профессионального (эмоционального) выгорания. Все это усугубляется характерной для ОРИТН нехваткой времени для полноценного отдыха и психологического восстановления, а также игнорированием врачами объективных ограничений собственного здоровья.
Внимание к данным проблемам и своевременное внедрение профилактических мер может не только повысить качество оказываемой помощи, но и значительно улучшить качество жизни и эмоциональное состояние медицинских специалистов, в том числе уменьшить текучку кадров.